Начальная школа
Продолжаем знакомство с книгами, в которых описываются особенности учебного процесса. На очереди - повесть Анатолия Георгиевича Алексина "Саша и Шура" (1956 г.) Правда, герой в своих рассуждениях допускает одну ошибку. Догадайтесь, какую!
«Саша вдруг стал выпытывать у меня, почему трудные слова пишутся именно так, как они пишутся, а не как-нибудь иначе. Начал он со слова "поцелуйтесь".
В школе учительница часто говорила мне: "Петров, ты совсем не умеешь анализировать слова". Но умел я или не умел, а тут уж надо было анализировать! Сперва я старался изменить слово так, чтобы на первый слог "по" падало ударение. "Поцелуй, поцеловаться..." – быстро шептал я про себя. Я даже вспомнил фамилию одного своего школьного товарища – Поцелуйкин. Но ударение никак на "по" не попадало. Тогда я подумал: "А вообще-то, что такое это самое "по"?.." И вдруг меня осенило: так это же приставка! Ну да, самая настоящая приставка! А ведь приставки "па" вообще не существует на свете. Это только в танцах бывают разные па, а приставок таких не бывает... Значит, всё очень просто. Я объяснил это Саше.
– Ага... Интересно, – сказал Саша. И что-то записал в тетрадку, словно отметку мне поставил.
– А скажи-ка теперь, почему пишется "свинья", а не "свенья"? Не знаешь?
– Так ученики вопросов не задают! – возмутился я. – Похоже, что я из детского сада только что пришёл, а ты уж какой-нибудь десятиклассник и экзамен мне устраиваешь...
Но, вспомнив про детский сад, я сразу вспомнил стихи Маяковского, которые мы там учили наизусть: "Вырастет из сына свин, если сын свинёнок..." Эти стихи я тут же прочитал Саше.
– Раз "свин", значит, – "свинья", – объяснил я.
– Ага!.. – снова сказал он и снова записал что-то в тетрадку. А потом спросил про слово "любопытная".
Я стал "анализировать" это слово. Вертел его по-всякому, но у меня ничего не выходило. Тогда я разбил его на слога, потом разделил на две части – и вдруг сделал открытие:
– Так оно же из двух разных слов состоит! Вот тебе меня любо пытать?
– Не валяй дурака, – хмуро ответил Саша. Но я повторял:
– Любо пытать! Любо пытать!.. Вот откуда получилось слово "любопытная". Верно?
В общем, не зря я накануне зубрил правила. И вовсе не из одних только "исключений" русский язык состоит. Напрасно Саша о нём такого мнения!..
С тех пор мне очень понравилось "анализировать" слова. Как только услышу какое-нибудь трудное слово, так сразу начинаю его "анализировать". И очень часто оно оказывается вовсе не таким уж трудным, а ясным, как апельсин...»

Ну как, догадались, где ошибся Шура? Напишите об этом в комментариях!
А если вы тоже знаете книги, чтение которых помогает освоить школьную программу, предлагайте в новостях фрагменты этих произведений - и мы непременно их опубликуем!
«Саша вдруг стал выпытывать у меня, почему трудные слова пишутся именно так, как они пишутся, а не как-нибудь иначе. Начал он со слова "поцелуйтесь".
В школе учительница часто говорила мне: "Петров, ты совсем не умеешь анализировать слова". Но умел я или не умел, а тут уж надо было анализировать! Сперва я старался изменить слово так, чтобы на первый слог "по" падало ударение. "Поцелуй, поцеловаться..." – быстро шептал я про себя. Я даже вспомнил фамилию одного своего школьного товарища – Поцелуйкин. Но ударение никак на "по" не попадало. Тогда я подумал: "А вообще-то, что такое это самое "по"?.." И вдруг меня осенило: так это же приставка! Ну да, самая настоящая приставка! А ведь приставки "па" вообще не существует на свете. Это только в танцах бывают разные па, а приставок таких не бывает... Значит, всё очень просто. Я объяснил это Саше.
– Ага... Интересно, – сказал Саша. И что-то записал в тетрадку, словно отметку мне поставил.
– А скажи-ка теперь, почему пишется "свинья", а не "свенья"? Не знаешь?
– Так ученики вопросов не задают! – возмутился я. – Похоже, что я из детского сада только что пришёл, а ты уж какой-нибудь десятиклассник и экзамен мне устраиваешь...
Но, вспомнив про детский сад, я сразу вспомнил стихи Маяковского, которые мы там учили наизусть: "Вырастет из сына свин, если сын свинёнок..." Эти стихи я тут же прочитал Саше.
– Раз "свин", значит, – "свинья", – объяснил я.
– Ага!.. – снова сказал он и снова записал что-то в тетрадку. А потом спросил про слово "любопытная".
Я стал "анализировать" это слово. Вертел его по-всякому, но у меня ничего не выходило. Тогда я разбил его на слога, потом разделил на две части – и вдруг сделал открытие:
– Так оно же из двух разных слов состоит! Вот тебе меня любо пытать?
– Не валяй дурака, – хмуро ответил Саша. Но я повторял:
– Любо пытать! Любо пытать!.. Вот откуда получилось слово "любопытная". Верно?
В общем, не зря я накануне зубрил правила. И вовсе не из одних только "исключений" русский язык состоит. Напрасно Саша о нём такого мнения!..
С тех пор мне очень понравилось "анализировать" слова. Как только услышу какое-нибудь трудное слово, так сразу начинаю его "анализировать". И очень часто оно оказывается вовсе не таким уж трудным, а ясным, как апельсин...»

Ну как, догадались, где ошибся Шура? Напишите об этом в комментариях!
А если вы тоже знаете книги, чтение которых помогает освоить школьную программу, предлагайте в новостях фрагменты этих произведений - и мы непременно их опубликуем!